Новости

ФАС замахнулась на газовую монополию

Рынок обслуживания газового оборудования готовят к монополизации.
Недавно Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступила с инициативой введения коридора расценок на обслуживание газовых плит в квартирах. Также власти планируют обязать управляющие организации заключать единые договоры на газовое обслуживание с профильными компаниями.
МОО «Гильдия инженеров газового оборудования» (МОО ГИГО) и Ассоциация АКОН намерены направить совместное обращение в законодательные органы власти со своими предложениями по нормализации ситуации на рынке внутридомового газового обслуживания (ВДГО).
«Попытки монополизировать рынок с завидным постоянством предпринимаются с 2013 года. Причем, всякий раз это делается под предлогом наведения порядка и повышения безопасности. В реальности ни к тому, ни к другому предлагаемые законодательные изменения отношения не имеют. А вот направить денежные потоки в «нужное» русло новые инициативы вполне могут», - констатирует председатель правления МОО ГИГО Станислав Митюшин.
По его словам, все планируемые ужесточения на рынке ВДГО служат единственной цели: монополизировать отрасль, сосредоточив все денежные потоки в руках газораспределительных организаций (ГРО). По экспертным оценкам, речь идет о весьма значительных суммах: объем рынка ВДГО в денежном выражении оценивается в 8-10 млрд рублей в месяц.
Примечательно, что если планы властей по монополизации в итоге увенчаются успехом, это не только не поможет безопасности, но, напротив, серьезно ухудшит ситуацию. Сегодня, по данным МОО ГИГО, на рынке действуют около 4,5 тысяч сервисных организаций, находящихся в реестрах Госжилинспекций. При этом количество абонентов составляет 40-43 млн. Цифра приблизительная, поскольку открытой официальной статистики не существует.
«В нашей отрасли наблюдается как дефицит сервисных организаций, так и кадровый дефицит. Не хватает по меньшей мере около 250 тысяч сотрудников, которые бы занимались проверкой и обслуживанием газового оборудования», - констатирует Станислав Митюшин.
Что же касается ГРО, то у них на сегодняшний день нет ни достаточного количества специалистов, ни материальных ресурсов, необходимых для сервисного обслуживания рынка ВДГО.
Фиксация тарифов в определенных рамках, как это предлагает сделать ФАС, серьезно осложнит ситуацию и в сегменте мелких и средних независимых игроков.
Сегодня основными составляющими тарифов являются: зарплата сотрудников, расходы на обучение и аттестацию инженеров, а также средства на закупку современного оборудования.
«Есть и еще одна немаловажная статья расходов – это вложения в склад запчастей и комплектующих, необходимых для выполнения работ. Доминирующие участники рынка от ГРО, как правило, эту статью расходов предпочитают и вовсе обходить стороной», - добавляет Станислав Митюшин.
Что интересно: если бы чиновники действительно хотели навести порядок на рынке, то ничто не помешало бы той же ФАС начать проводить проверки уже сегодня. Подавляющее большинство ГРО занимают доминирующее положение на своих региональных рынках, а значит попадают под действие закона о конкуренции. Однако антимонопольная служба почему-то не спешит воспользоваться уже имеющимся в ее руках инструментарием для наведения порядка на рынке, предпочитая продвигать сомнительные инициативы по регулированию тарифов.
Еще одним действенным механизмом контроля могло бы стать создание базы всех игроков рынка. Это можно было бы сделать, например, на базе ГИС ЖКХ.
«Мы давно предлагаем такую базу создать, тогда участники рынка могли бы еще вносить туда информацию о том, какие работы и когда они проводили у того или иного абонента, - рассказывает Станислав Митюшин. – Просто информационный ресурс сразу бы поспособствовал легализации и очищению рынка: мы бы наглядно смогли посмотреть, что если один специалист провел за месяц 5 тысяч проверок, то сразу ясно, что дело не чисто». Но о таком, заметим в скобках совершенно бесплатном для государства, механизме контроля чиновники даже не задумываются.
Не очень логично выглядит и желание власть предержащих обязать управляющие организации заключать единые договора на газовое обслуживание. Отметим, что сегодня в законодательной базе даже не прописана ответственность управляющих за ВДГО. По закону за исправность газового оборудования в квартире отвечает собственник. На собственнике же лежит ответственность по заключению договора на обслуживание этого оборудования. На деле же часто оказывается, что о таких вопросах вспоминают уже после того, как произойдет очередная трагедия со взрывом газа.
«Надо, чтобы государство вопросы безопасности считало главным приоритетом. Это огромный круг вопросов, которыми сегодня никто не хочет заниматься. Но зато все обсуждают, как сделать так, чтобы собирать деньги в один карман», - резюмирует Станислав Митюшин.

Полную версию мероприятия Вы можете прослушать здесь: https://vk.com/podcast-195331700_456239042

Источник: https://okron.ru/articles/2858